Заместитель Министра труда и социальной защиты Григорий Лекарев
Сообщил о том, что большинство несчастных случаев на производстве вызвано «человеческим фактором» на прошедшей конференции «Регулирование в сфере охраны труда: вызовы и стратегия» в главном Медиацентре г. Сочи. Он зачитал радостную статистику, что за последние 12 лет сократилось более чем в два раза количество несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями (с 13,7 тыс. в 2007 году до чуть менее 6 тыс. в 2018 году ), и в 3 раза снизилось количество погибших на производстве (в 2018 году – 1 618 человек).
Из числа погибших на производстве более 71 %, работали в наиболее травмоопасных областях – это строительство, обрабатывающее производство, добыча полезных ископаемых, сельское, лесное хозяйство и рыболовство, а также транспорт.
В 2015 году впервые удалось переломить тенденцию роста количества работников, занятых во вредных или опасных условиях труда. В 2017 году доля работников составила 37,9 %, что на 1,8 % меньше, чем в 2014 году. Таких результатов удалось добиться общими усилиями функционирования института охраны труда, сформированного в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Обеспечение защиты социальных прав работников, теперь в ведомстве института социального страхования. Устранено значительное количество причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний, – пояснил Григорий ЛЕКАРЕВ. Результаты анализа содержания охраны труда свидетельствуют о том, что несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не являются неизбежным событиями.
В основе 67,7 % причин несчастных случаев на производстве лежит именно «человеческий фактор», и он обусловлен, с нашей точки зрения, низкой культурой безопасного труда, несоблюдением и игнорированием самых элементарных норм и правил как самими работниками, так и работодателем при организации безопасности проведения работ», – пояснил Григорий ЛЕКАРЕВ.
Считая это одним из главных вызовов в сфере охраны труда, замминистра отметил, что необходимо перейти к профилактике, эффективному предотвращению причин возникновения несчастных случаев.
Он напомнил, что Президентом России поставлены задачи по повышению качества жизни граждан, обеспечению устойчивого роста экономики, повышению производительности труда. «Мы должны понимать, что без решения вопросов по улучшению здоровья работников, по снижению количества случаев утраты работником способности к труду, по сокращению уровня смертности поставленных Президентом задач мы добиться не сможем», – подчеркнул Григорий Лекарев.
Говоря о внедрении превентивного активного подхода, основанного на выявлении, оценке и снижении профессиональных рисков, замглавы Минтруда России заявил следующее: «Мы настаиваем, что данная работа не может быть замкнута только на работодателе. Эта задача стоит перед государством, работодателями, работниками, страховщиками».
В связи с этим сделано предложение о решении ряда задач:
1.Разработать и внедрить систему предупреждения травм на производстве и профессиональных заболеваний, чтобы заранее выявлять опасность.
2.Самих работников и работодателей обеспечить практическими инструментами для повышения культуры безопасного труда.
3.Обеспечить широкое внедрение разработанной Международной Ассоциации социального обеспечения (МАСО) концепции Vision Zero или «Нулевой травматизм» на основе подписанного в 2017 году Минтрудом России и МАСО Меморандума о сотрудничестве по продвижению в России принципа «нулевого травматизма». По словам Григория ЛЕКАРЕВА, Концепция Vision Zero благодаря своей гибкости может применяться и реализовываться на любом рабочем месте, на предприятии любого размера и в любой отрасли.
Для решения основной задачи – по внедрению системы предупреждения производственных травм и профессиональных заболеваний Минтруд России подготовил и внес в Правительство России законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)».
Что планируют ввести в Трудовой кодекс :
– законодательное введение принципа профилактики как основного принципа обеспечения безопасности работников на производстве;
– установление порядка заблаговременного и систематического выявления опасностей (угроз) жизни и здоровью работников на производстве и реализации мероприятий по их устранению посредством структурирования основных процедур управления охраной труда у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы охраны труда и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;
– переход от «списочного подхода» в предоставлении средств индивидуальной защиты, т.е. в зависимости от наименования профессии или должности работника, к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от фактически выявленных на рабочем месте вредных производственных факторов, опасностей (угроз) жизни и здоровью работников и уровня их воздействия;
– установление порядка учета микротравм работников и устранения их причин, пока не наступили более серьезные последствия (тяжелая травма или гибель работника);
– совершенствование системы государственного надзора (контроля) за соблюдением требований трудового законодательства путем введения работодателем внутреннего самоконтроля выполнения требований трудового законодательства;
– повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления безусловного запрета на работу в опасных условиях труда.
«Устанавливается запрет на труд в опасных условиях, если только он не связан с защитой жизни и здоровья других людей. Мы понимаем, что есть такие виды работ, которые связаны с определенным риском, например, спасатели. Но мы настаиваем на том, что не может быть обычная работа быть опасной. Если опасные условия были зафиксированы, по результатам специальной оценки условий труда установлен такой класс, необходимо приостановить работы и довести уровень до приемлемого. А опасные условия мы считаем неприемлемым, неоправданным риском», – подчеркнул замминистра.
Он также сообщил, что законопроект разрабатывался во взаимодействии с объединениями работодателей и профсоюзов и концептуально поддержан социальными партнерами.
«Думаем, что закон придаст новый импульс улучшению условий труда на рабочих местах. Мы надеемся, что он поддержит тенденцию снижения смертности и производственного травматизма», – отметил Григорий ЛЕКАРЕВ.
Законопроект позволит обеспечит снижение административной нагрузки и создаст бо́льшую гибкость для работодателя в построении современной системы управления охраной труда, основанной на систематическом анализе, оценке и снижении существующих профессиональных рисков.
Он добавил, что крайне важно повысить информированность работников об условиях труда на рабочих местах: «Работник должен быть заинтересован в том, чтобы создавать безопасные условия на своем месте. Мы хотим, чтобы он стал деятельным участником процесса создания таких условий».
«Решение задачи по внедрению эффективной профилактики и повышению культуры безопасного труда обеспечит своевременное выявление и устранение причин производственного травматизма и профзаболеваний», – сказал в заключение замглавы Минтруда России.
Он добавил, что крайне важно повысить информированность работников об условиях труда на рабочих местах: «Работник должен быть заинтересован в том, чтобы создавать безопасные условия на своем месте. Мы хотим, чтобы он стал деятельным участником процесса создания таких условий».
«Решение задачи по внедрению эффективной профилактики и повышению культуры безопасного труда обеспечит своевременное выявление и устранение причин производственного травматизма и профзаболеваний», – сказал в заключение замглавы Минтруда России.
В связи с этим сделано предложение о решении ряда задач:
1.Разработать и внедрить систему предупреждения травм на производстве и профессиональных заболеваний, чтобы заранее выявлять опасность.
2.Самих работников и работодателей обеспечить практическими инструментами для повышения культуры безопасного труда.
3.Обеспечить широкое внедрение разработанной Международной Ассоциации социального обеспечения (МАСО) концепции Vision Zero или «Нулевой травматизм» на основе подписанного в 2017 году Минтрудом России и МАСО Меморандума о сотрудничестве по продвижению в России принципа «нулевого травматизма». По словам Григория ЛЕКАРЕВА, Концепция Vision Zero благодаря своей гибкости может применяться и реализовываться на любом рабочем месте, на предприятии любого размера и в любой отрасли.
Для решения основной задачи – по внедрению системы предупреждения производственных травм и профессиональных заболеваний Минтруд России подготовил и внес в Правительство России законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)».
Что планируют ввести в Трудовой кодекс :
– законодательное введение принципа профилактики как основного принципа обеспечения безопасности работников на производстве;
– установление порядка заблаговременного и систематического выявления опасностей (угроз) жизни и здоровью работников на производстве и реализации мероприятий по их устранению посредством структурирования основных процедур управления охраной труда у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы охраны труда и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;
– переход от «списочного подхода» в предоставлении средств индивидуальной защиты, т.е. в зависимости от наименования профессии или должности работника, к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от фактически выявленных на рабочем месте вредных производственных факторов, опасностей (угроз) жизни и здоровью работников и уровня их воздействия;
– установление порядка учета микротравм работников и устранения их причин, пока не наступили более серьезные последствия (тяжелая травма или гибель работника);
– совершенствование системы государственного надзора (контроля) за соблюдением требований трудового законодательства путем введения работодателем внутреннего самоконтроля выполнения требований трудового законодательства;
– повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления безусловного запрета на работу в опасных условиях труда.
«Устанавливается запрет на труд в опасных условиях, если только он не связан с защитой жизни и здоровья других людей. Мы понимаем, что есть такие виды работ, которые связаны с определенным риском, например, спасатели. Но мы настаиваем на том, что не может быть обычная работа быть опасной. Если опасные условия были зафиксированы, по результатам специальной оценки условий труда установлен такой класс, необходимо приостановить работы и довести уровень до приемлемого. А опасные условия мы считаем неприемлемым, неоправданным риском», – подчеркнул замминистра.
Он также сообщил, что законопроект разрабатывался во взаимодействии с объединениями работодателей и профсоюзов и концептуально поддержан социальными партнерами.
«Думаем, что закон придаст новый импульс улучшению условий труда на рабочих местах. Мы надеемся, что он поддержит тенденцию снижения смертности и производственного травматизма», – отметил Григорий ЛЕКАРЕВ.
Законопроект позволит обеспечит снижение административной нагрузки и создаст бо́льшую гибкость для работодателя в построении современной системы управления охраной труда, основанной на систематическом анализе, оценке и снижении существующих профессиональных рисков.
Он добавил, что крайне важно повысить информированность работников об условиях труда на рабочих местах: «Работник должен быть заинтересован в том, чтобы создавать безопасные условия на своем месте. Мы хотим, чтобы он стал деятельным участником процесса создания таких условий».
«Решение задачи по внедрению эффективной профилактики и повышению культуры безопасного труда обеспечит своевременное выявление и устранение причин производственного травматизма и профзаболеваний», – сказал в заключение замглавы Минтруда России.